«ОЭЗ нельзя рассматривать как государственный девелоперский проект»
В 2020 году прогнозный объем уплаченных налогов особой экономической зоны «Санкт-Петербург» должен достичь 18 млрд рублей и превысить затраты на ее создание. Где управляющая компания ищет место под новую площадку и какими льготами намерена дополнить портфель преференций для резидентов, рассказала ее генеральный директор Тамара Рондалева.
BUSINESS GUIDE: Сколько резидентов в особой экономической зоне «Санкт-Петербург» и каков актуальный показатель по инвестициям?
ТАМАРА РОНДАЛЕВА: На текущий момент статус резидента ОЭЗ в Санкт-Петербурге имеют 56 компаний.
В третьем квартале 2019 года мы отмечаем существенный рост выручки — 324%, что связано с коммерческим запуском многих предприятий и достижением показателей, которые были заявлены в бизнес-планах. Первоначальные планы резидентов по объему инвестиций составляли около 62 млрд рублей, но к настоящему моменту этот объем увеличился и составляет около 80 млрд рублей, из которых к третьему кварталу 2019 года инвестировано 47 млрд рублей. У многих резидентов были корректировки заявленных инвестиций: они расширяли проекты второй и третьей очередью строительства. Например, у Biocad была существенно, на 23 млрд рублей, скорректирована программа.
Кроме этого, на ПМЭФ 2019 года мы подписали соглашения, которые предусматривают инвестиции пяти компаний на общую сумму 11 млрд рублей. Это новые резиденты: японско-корейская компания «Полиуретан РУС» (инвестиции — 539 млн рублей), «Биоген» (4,6 млрд рублей), ЛКТ, которая производит газотурбинные двигатели (2,7 млрд рублей), приборостроительная компания АМТ (417,9 млн рублей), «Балтфарма» (инвестиции увеличены в два раза, до 2 млрд рублей). В этом году перечень резидентов также пополнили компании «Балтинжиниринг» и «КСК-Системс», объем инвестиций каждой из них составляет около 30 млн рублей. В начале декабря, после очередного экспертного совета, объем инвестиций увеличится еще на 9,1 млрд рублей и на площадку «Новоорловская», где свободны около 30 га, придет еще один резидент.
BG: Сколько заявок за время работы экспертного совета ОЭЗ были отклонены?
Т. Р.: Ни одну заявку, которая дошла до экспертного совета, не отклонили.
BG: То есть это протокольная встреча?
Т. Р.: Экспертный совет — это не протокольная встреча. В его преддверии проходит большая подготовительная работа, ознакомление с материалами и бизнес-планами, выносимыми на рассмотрение. На заседании экспертного совета обсуждаются финансовые модели инвестора, степень проработки рынка и маркетинговых исследований, актуальность продукта и инновационность разработок, рассматриваются инструменты финансирования.
BG: С чем связано изменение состава резидентов в ОЭЗ?
Т. Р.: Думаю, с изменением рынка и иными (в том числе внешними) факторами. На финансовом состоянии резидентов отразились банковский кризис 2008 года и западная санкционная политика, начавшаяся с 2014-го. ОЭЗ ведь создавались как перспективный инструмент развития экспортного потенциала, потому санкции существенно повлияли на наших инвесторов. Некоторым из них было отказано в поставках оборудования. Сказалось также изменение ставки НДС, вхождение России в ВТО: резиденты были лишены возможности реимпорта (ввоз товаров, которые до этого были экспортированы с территории страны без уплаты пошлин.— BG), что прямо повлияло на себестоимость товара.
BG: Со сколькими компаниями вы расторгли договоры и почему?
Т. Р.: За последние три-четыре года — с пятью резидентами. Основная причина — это невыполнение условий соглашений о ведении деятельности. Инвестор, который приходит в ОЭЗ, максимально защищен: три года он не подлежит проверкам. Если в течение этого периода не ведется никакой деятельности, то мы в судебном порядке расторгаем договор. Ущерб от таких резидентов — это потенциальные налоговые платежи, не перечисленные в бюджет. После лишения статуса резидента компания уплачивает в казну штраф 5 млн рублей и обязана вернуть земельный участок в виде, в котором она его получила.
BG: Площадка «Нойдорф» заполнена на 100%, а «Новоорловская» — на 70%. Каковы планы по развитию третьей площадки ОЭЗ «Санкт-Петербург»?
Т. Р.: Пока мы анализируем и сравниваем участки в городе. Промышленная зона «Ломоносовская», о которой говорилось ранее,— это лишь одна из потенциальных площадок. Всего мы рассматривали более шести объектов. Они разные по площади, инфраструктурной подготовке, локации и форме собственности. Мы можем взять участок как на севере города, так и на юге, еще смотрим московское направление. Наша задача — выбрать территорию, где затраты города будут минимальны, а освоение площадки будет максимально быстрым. Также важен критерий локации, чтобы снижать издержки инвесторов на транспортировку персонала, обеспеченность жилой и социальной инфраструктурой.
BG: Сколько резидентов можно потенциально привлечь на новую площадку?
Т. Р.: Около 20 компаний. Они у нас на разной стадии проработки.
BG: Каковы прогнозные инвестиции в третью площадку?
Т. Р.: Есть площадки с нулевой подготовкой — это один размер инвестиций, есть площадки, у которых уже имеется инфраструктура, продумана транспортная доступность,— и это другой объем вложений. Например, площадка в 53 га в нулевом цикле, которая сейчас присоединена к «Новоорловской», обойдется нам в 900 млн рублей. Сейчас экономическая зона занимает 183 га, но в законодательстве предусмотрена возможность расширить ее до 400 га.
BG: Инвестиции в новые площадки — это федеральные средства или региональный бюджет?
Т. Р.: Федерация сейчас не финансирует открытие новых площадок в ОЭЗ. Мы разрабатываем различные механизмы по привлечению финансовых инструментов в развитие, в том числе средств частного инвестора. Регион также будет рассматривать условия софинансирования, если это будет выгодно. Нас нельзя рассматривать как девелоперский проект государства, поскольку мы работаем с инновационными компаниями, которые имеют в своих проектах НИОКР, лаборатории и R&D-центры. Это требование является существенным ограничением, в отличие от возможности привлекать любого инвестора. Проект ОЭЗ занимается развитием территорий, повышением инвестиционной привлекательности региона, локализацией и развитием инновационных производств, а не продажей земли по льготным условиям.
BG: Не раз заявляли, что ОЭЗ «Санкт-Петербург» — одна из самых эффективных зон. Как измеряется этот показатель?
Т. Р.: Основные критерии — это привлечение инвесторов, объемы инвестиций, налоговые отчисления и количество рабочих мест. Министерство экономического развития РФ закладывает в расчеты эффективности ОЭЗ более 20 показателей, в числе которых удовлетворенность инвесторов работой управляющей компании, взаимодействие с исполнительными органами власти, оформление разрешительной документации, оснащенность площадки энергоресурсами. Иностранные эксперты к критериям добавляют также информационную открытость: анализируют интернет-ресурсы управляющей компании, то, как она оповещает инвесторов о деятельности ОЭЗ.
BG: Администрация Петербурга ранее заявляла, что в 2020 году объем уплаченных налогов превысит затраты на создание ОЭЗ. Сохраняется ли этот прогноз?
Т. Р.: Мы предполагаем, что так и будет. Объем вложений федеральных и региональных средств в создание и развитие ОЭЗ составляет 16,8 млрд рублей. Налоговые отчисления на сегодняшний момент — 15,5 млрд рублей, а к концу следующего года мы планируем выйти на объем 18 млрд рублей.
BG: Какие изменения в наборе льгот ждут инвесторов в среднесрочной перспективе?
Т. Р.: Предлагается предусмотреть возможность субсидирования тарифной ставки на энергоресурсы для резидентов: оплата энергоресурсов является существенной частью затрат, которая входит в себестоимость конечного продукта этих компаний, получение преференций позволит сделать их продукцию максимально конкурентной. Мы ведем работу о возврате нам социальных льгот, которые были использованы ранее. Например, ставка по страховым взносам в размере 14,4% со временем поднялась до 21%, потом до 28%. Поскольку средняя зарплата у резидентов в петербургской ОЭЗ — около 100 тыс. рублей, то для инвесторов страховые взносы — это тоже существенные средства, которые они могли бы вкладывать в развитие производств. Еще одно пожелание — чтобы государство не меняло условия функционирования ОЭЗ до 2054 года.
Беседовала Яна Войцеховская
Источник информации: https://www.kommersant.ru/doc/4190385